История иркутских колоколов. Дарья Лосюк.

mh-BoVcMgDE-1

Кирилло-Мефодиевские чтения для школьников прошли 15 апреля 2016 года в Ангарской Православной школе. VI Областная научно-практическая конференция организована Отделом религиозного образования и катехизации Иркутской епархии Русской Православной Церкви и Министерством образования Иркутской области. В конференции принимала участие прихожанка нашего храма Лосюк Дарья в секции «Православие искусство. Православные традиции и праздники». С работай на тему » История Иркутских колоколов».

Областная научно-практическая конференция школьников

«Кирилло–Мефодиевские чтения»

История иркутских колоколов

Работу выполнила: Лосюк Дарья,

ученица 7Б класса, МБОУ СОШ №31

Руководитель: Сидорова Ольга Юрьевна,

магистр филологии, учитель русского яз.

и литературы ВКК, МБОУ СОШ №31

Иркутск 2016 г.

Тезисы

Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. Изобретение колоколов относят к 411 году и приписывают епископу Ноланскому. По преданию, увидев во сне полевые цветы-колокольчики, издававшие приятные звуки, он велел отлить из металла колокола в форме цветов. В начале VII века Папа Римский Савиниан придал колоколам христианское значение. В 1762 г. Иркутские литейщики по заказу причта и старосты Спасской церкви отливают для новой колокольни девять различных колоколов. Самый большой колокол весил 270 пудов. Летом следующего года колокольных дел мастер Алексей Унжаков предпринял первую попытку отлить большой колокол для Богоявленского собора. Но она окончилась неудачей: расплавленный металл разорвал форму и ушел в землю. Но Унжаков. И только с третьей попытки Алексею Унжакову удалось 23 сентября 1797 г. собранный колокол весом 761 пуд отлить в форму. В 1800 тем же колокольным мастером «иркутским мещанином Алексеем Унжаковым отливается колокол в 550 пудов. Полученная отливка имела брак: плохо получились «уши» колокола. Но тем не менее было решено установить этот колокол во Владимирской церкви. Для нового строящегося кафедрального собора на Тихвинской площади было решено отлить колокол на Иркутском колокольном заводе. По задумке, этот колокол должен заменить «Большой». Выполнить такую сложную работу приглашается ярославский колокольный мастер Семен Чарышников, который отливал соборные колокола в Красноярске (990 пудов) и в Томске (300 пудов). Одним из самых больших колоколов, сработанных иркутскими мастерами, был колокол, отлитый по заказу Иркутского Вознесенского монастыря 13 августа 1795 г.

Введение.

МОЛОТ КОЛОКОЛА
Что куёт колокольный молот
На наковальне мысли?
Может, он отбивает числа?
А, быть может, он ищет повод?
Утолить он стремится голод…
Даже ночью, в пустыне, в холод…
Александр ЖУКОВСКИЙ

Колокол — это замечательный музыкальный инструмент. Колокола могут быть разных размеров. Звук колокола зависит от размера и состава металла, из которого вылит колокол. В больших церквях всегда есть колокола, которые висят в колокольнях или в звонницах.

Цель: познакомиться с искусством отливки колоколов и узнать какие колокола есть в Иркутских церквях.

Актуальность работы представляет повышенный интерес к творчеству отливки колоколов в Иркутске.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— узнать, что такое колокол;

— узнать, как отливают колокола;

— узнать, какие колокола есть в Иркутских церквях

Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола. Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола делают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла. Наука, изучающая колокола, называется кампанология.

Изобретение колоколов относят к 411 году и приписывают епископу Ноланскому. По преданию, увидев во сне полевые цветы-колокольчики, издававшие приятные звуки, он велел отлить из металла колокола в форме цветов. В начале VII века Папа Римский Савиниан придал колоколам христианское значение.
На Руси колокола стали появляться почти одновременно с Крещением ее святым Владимиром в 988 году. Сначала их завозили из-за границы и на колокольнях храмов висело по два-три колокола.
Затем, в XIV веке в Москве, Суздале, Новгороде, Киеве, Львове, Чернигове, затем в Нежине, Глухове, и других городах появились заводы по отливке колоколов. Начали отливать колокола не только малые, но и больших размеров. Ведь чем больше колокол, тем его звон громче и колоритней. Вес их исчислялся десятками и даже сотнями пудов. А било, которым ударяют в стенки колокола, назвали языком, который и воспроизводит речь, обращенную к народу.

Особое место в ряду ремесел в Иркутске занимает искусство отливки колоколов. В середине XVIII в. в Иркутске уже имелись опытные литейщики, выполняющие отливки не только колоколов, но и различных других изделий.

Спасская церковь

В 1762 г. Иркутские литейщики по заказу причта и старосты Спасской церкви отливают для новой колокольни девять различных колоколов. Самый большой колокол весил 270 пудов. Конечно, чтобы отлить такой колокол, нужен был большой опыт отливки колоколов. Заказы на изготовление колоколов постоянно поступают к иркутским мастерам. В городе возникает колокольный завод, который разместили на Иерусалимской горе в районе улицы Ланинской. Здесь были выкопаны в горе ямы для форм, а выше на горе сложили плавильные печи. Расплавленный металл поступал по специальным лоткам самотеком из печей в формы.

Богоявленский собор

Летом следующего года колокольных дел мастер Алексей Унжаков предпринял первую попытку отлить большой колокол для Богоявленского собора. Но она окончилась неудачей: расплавленный металл разорвал форму и ушел в землю. Но Унжаков не сложил руки, а сразу же стал готовиться к повторной попытке. Для отливки закупались медь и олово с учетом «на угар». В дело шли отслужившие свой срок поломанные колокола, разорванные пушки, различные медные листы и полосы, снятые со старых ворот и ветхих сундуков, массивные ручки и старые котлы из потребного металла. И только с третьей попытки Алексею Унжакову удалось 23 сентября 1797 г. собранный колокол весом 761 пуд отлить в форму. По окончании удачной отливки все присутствующие закричали «Ура!», а с Крестовоздвиженской церкви колокольным звоном горожане были извещены о благополучном окончании работы.

Отлитый колокол остывал до 8 октября. В этот день колокол Крестовоздвиженской церкви своим благовестом в 8 часов утра известил иркутян, что новый собранный колокол готов к перевозке его к Богоявленскому собору. К колокольному заводу в большом количестве начал стекаться народ, желавший своей силой участвовать в перевозке колокола. Сразу же на месте закипела работа. Вначале колокол поставили на заранее приготовленные сани-слеги, сделанные из толстых бревен, притянутых веревками, за которые взялось не менее тысячи человек. По традиции перевозка колокола должна осуществляться только людьми, категорически не допускалось применение лошадей или каких-нибудь приспособлений, или машин. Взявшиеся за веревки люди по данному сигналу при церковном звоне стронули с места сани с колоколом и тронулись в путь, и гиканьем, и перекличками. Сопровождавший крестный ход грянул песню. И такой необыкновенный поезд двигался по улицам города три часа. Сани тащили без каких-либо остановок; уставшие заменялись свежими работниками на ходу. И только к полудню колокол прибыл на место. Сего же дня его начали поднимать на приготовленные столбы. Для этого колокола решили в Богоявленском соборе строить специальную колокольню. Иркутяне сразу же нарекли новый колокол — «Большой».

Владимирская церковь

В 1800 тем же колокольным мастером «иркутским мещанином Алексеем Унжаковым отливается колокол в 550 пудов. Полученная отливка имела брак: плохо получились «уши» колокола. Но тем не менее было решено установить этот колокол во Владимирской церкви.

31 декабря 1800 г. колокол был подвешен, но для безопасности под колоколом сразу же возвели страховочный помост. И этот помост пригодился.

В 1831 г. при отпевании иркутского купца Медведникова во Владимирской церкви «уши» колокола оборвались и колокол всей своей массой рухнул на помост, который выдержал этот удар. Позднее бракованный колокол взялся спустить флотский офицер Григорий Широковский. Затем колокол раскололи на части, из которых литейщики Тюмени отлили новый точно такой же колокол. Тот же Г. Широковский снова его поднял на колокольню Владимирской церкви.

Кафедральный собор

Для нового строящегося кафедрального собора на Тихвинской площади было решено отлить колокол на Иркутском колокольном заводе. По задумке, этот колокол должен заменить «Большой». Выполнить такую сложную работу приглашается ярославский колокольный мастер Семен Чарышников, который отливал соборные колокола в Красноярске (990 пудов) и в Томске (300 пудов). На отливку колокола ушло меди 1141 пуд 38,25 фунта и олова 69 пудов 4 фунта.

Работы по отливки колокола были произведены в ночь с 12 на 13 июня 1873г. Вес полученной отливки составил 1227 пудов и 27 фунтов, и обошелся он в сумму 22 135 рублей. Хорошо остывший, колокол 20 и 21 августа был перевезен по Ланинской улице на Тихвинскую площадь и поднят на колокольню нового собора, где и находился до сноса собора. Мастером Чарышниковым в октябре 1873г. Были отлиты еще 23 колокола для собора.

Через два года, в 1875 г. На Иркутском колокольном заводе был отлит еще больший колокол для Вознесенского монастыря на средства иркутского купца, коллежского советника Ивана Ивановича Базанова. Да и сам колокол иркутяне назвали «Базановским».

В 2 часа дня 13 августа перед спуском расплавленного металла в форму настоятелем монастыря архимандритом Вениамином с братиею совершен был молебен прямо на заводе. Готовый колокол имел вес 1375 пудов и 35 фунтов. Колокол выдерживался на заводе до ноября. За это время поступило много предложений о способах перевозки колокола. Вот какой способ передвижения Базановского колокола предложил на страницах «Иркутских Епархиальных ведомостей» в № 40 А. Розенталь:

«Нужно дать колоколу горизонтальное положение и, приделавши к ушам его железное неподвижное колесо, соответственное окружности, превратить таким способом конус колокола в искусственный цилиндр. Давши колоколу вращательное движение вроде того, как вращаются тяжелые цилиндры для укатки дороги, колокол потеряет по крайней мере три пятых своей тяжести, т.е. будет иметь только 400 пудов, и, следовательно, шестнадцать лошадей легко его покатят. Стоимость работы колеса, вероятно, обойдется не дороже 50 рублей, а железо останется».

Но тем не менее 11 ноября 1875г. Базановский колокол доставляется обычным способом по Ланинской улице к Московским триумфальным воротам. На следующий день его поставили на баржу, и он был сплавлен вниз по Ангаре к Вознесенскому монастырю. Первое время колокол был подвешен на специальных столбах.

Вознесенский монастырь

Одним из самых больших колоколов, сработанных иркутскими мастерами, был колокол, отлитый по заказу Иркутского Вознесенского монастыря 13 августа 1795 г. К этому дню все было подготовлено: материалы, литейная форма, плавильные печи, рабочая сила. В этот день в час дня при большом стечении народа на колокольном заводе был совершен молебен о благополучном исходе отливки. А в два часа дня началась отливка. Полученный колокол весил 1300 пудов.

Заключение

На основании проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

  1. Ко́локол — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.
  2. В 1762 г. Иркутские литейщики по заказу причта и старосты Спасской церкви отливают для новой колокольни девять различных колоколов. Самый большой колокол весил 270 пудов.
  3. Летом следующего года колокольных дел мастер Алексей Унжаков предпринял первую попытку отлить большой колокол для Богоявленского собора. Но она окончилась неудачей.
  4. В 1800 тем же колокольным мастером «иркутским мещанином Алексеем Унжаковым отливается колокол в 550 пудов. Полученная отливка имела брак: плохо получились «уши» колокола. Но тем не менее было решено установить этот колокол во Владимирской церкви.
  5. Для нового строящегося кафедрального собора на Тихвинской площади было решено отлить колокол на Иркутском колокольном заводе. По задумке, этот колокол должен заменить «Большой».
  6. Одним из самых больших колоколов, сработанных иркутскими мастерами, был колокол, отлитый по заказу Иркутского Вознесенского монастыря.

 

 

 

(478)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *